1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

24 10 2017 1

 Воскреска Лаборатория начала исследования в области контроля качества преподавания и успеваемости учащихся в Воскресной школе.

 Исследовательская работа лежит в основе любых разработок Воскреска Лаборатории. В ближайшем будущем важным направлением работы Лаборатории станет разработка технологий, которые смогли бы эффективно контролировать учебный процесс в Воскресной школе. 

 Дело в том, что в этой области существует сразу три больших барьера, которые предстоит преодолеть. Первый из них – это специфика учебного процесса в Воскресной школе, которая состоит не только в сообщении знаний о Боге, Библии, Церкви и пр. Этот момент можно было бы несложно проконтролировать, например,  с помощью теста или контрольной работы, которые характерны для системы отчетности в светском образовании. Но компетенция Воскресной школы лежит в сфере воспитания христианина, со всеми присущими ему нравственными и духовными качествами. И эту сторону не проконтролировать с помощью традиционных тестов, контрольных, открытых уроков и других форм отчетности. Как узнать, научился ли ребенок молиться, прощать, заботиться о ближних? 

24 10 2017 2

 Второй барьер – это возникновение у учащихся определенной доли отторжения к учебному процессу при проведении какой-либо формы контроля за их успеваемостью, которое, согласно распространенному мнению, не желательно для Воскресной школы.  

 И, наконец, третий барьер – это неадекватная картина происходящего при большинстве форм контроля. Например, многие могут вспомнить, что открытые уроки в светской школе очень отличались от обычных повседневных, поэтому судить по открытым урокам о качестве учебного процесса в целом – значит получить результаты, неадекватные реальной ситуации. Письменные работы, например, контрольные «срезы», также не показывают реальной ситуации, потому что, во-первых, учащиеся специально готовятся к контрольной, заучивают материал с целью «хорошо написать». Этот форсированный учебный процесс, как правило, очень отличается от обычного, когда учащиеся не готовятся к какому-либо ответственному испытанию, инициированному администрацией Воскресной школы. Во-вторых, стремление к лучшему результату проверки вызовет у некоторых учащихся попытки подсмотреть, списать, спросить у соседа по парте – то, с чем постоянно борются в светской школе, но что, тем не менее, всегда распространено и популярно. В-третьих, сам педагог не заинтересован, чтобы его группа плохо справилась с проверкой (ведь это будет говорить о том, что он плохо работает), поэтому при малейшей возможности он будет помогать замешкавшимся ученикам с правильным ответом.  

24 10 2017 3

 Это барьеры, с которыми столкнется большинство попыток проверить качество работы Воскресной школы. Однако, в реальной жизни большинство школ не проводят вовсе никаких проверок качества своей работы. Кто-то может сказать, что лучший показатель работы школы – это человек, окончивший школу и продолжающий быть членом общины, участвовать в Таинствах, посещать храм. Однако, это общая и зачастую дальняя перспектива, а важно знать, как работает школа здесь и сейчас. А вдруг она закладывает некачественный фундамент? Когда впоследствии духовное здание даст трещину или рухнет, что-то исправлять будет уже поздно… А если все-таки согласиться с приведенным утверждением, то сколько выпускников Вашей Воскресной школы стали усердными членами общины, прихожанами храма?..  

 Оказывается, система контроля качества учебного процесса в Воскресной школе и успеваемости ее учащихся необходима. Но, как кажется, на данный момент, мы не имеем подходящих инструментов такого рода. Какой должна быть такая система? На наш взгляд, согласно представлению об описанных выше барьерах она:

 • Должна максимально возможным образом учитывать специфику Воскресной школы, сбалансированно сочетая контроль знаний и христианского воспитания. Это подразумевает привлечение к разработке исследований по возрастной психологии, психологии отношений и социологии. 

 • Должна быть незаметна для учащихся и не восприниматься ими как проверка, угрожающая плохими последствиями (низкой оценкой, выговором, порицанием, отчислением). То есть, должна максимально отразить реальные условия и ход учебного процесса.

 • Должна восприниматься педагогами не как попытка выявить их некомпетентность или недобросовестность, а как важный инструмент, нацеленный на помощь самому педагогу.

  • Должна быть доступной во всех смыслах, чтобы любой духовник, директор, завуч, педагог Воскресной школы мог без труда получить такую систему в свое распоряжение и без чрезмерных усилий обучиться работе с ней. 

 Поиск решений и разработка системы контроля анонсируется нами специально для того, чтобы пригласить к сотрудничеству участников социальной сети Воскреска и всех заинтересованных пользователей нашего ресурса. Мы будем рады увидеть Ваше мнение в группе нашей Лаборатории в социальной сети Воскреска.     

Оставлять комментарии могут только участники Воскрески

Прочтите также

Дебют нового библейского фильма

  Дебютировавший фильм «Ной» в целом…

1570 просмотров

Невольные страдальцы

 Наверное, крайне редкая семья обходится без…

2249 просмотров

Как рассказать ребенку о смерти?

 Наша жизнь очень разнообразна. Бывают радостные…

2056 просмотров

Необычные пасхальные традиции

 В нашем традиционном понимании Праздник Пасхи…

1640 просмотров